Nike Inc — история развития и финансовый обзор

Nike Inc. — американская компания, всемирно известный производитель спортивной одежды и обуви. Основатели корпорации Nike, не маркетинговые гении и не акулы бизнеса – это американский бегун на средние дистанции Фил Найт и его тренер Билл Боуэрман. Ведь кому как не спортсмену лучше знать, что необходимо для достижения наивысших результатов в спорте.


История создания компании

Компания была основана в 1964 году студентом Филом Найтом(Phil Knight), он был бегуном на средние дистанции в команде Орегонского университета, и его тренером Биллом Боуэрмано(Bill Bowerman). В те годы у спортсменов практически не было выбора в спортивной обуви. Адидас стоила довольно дорого — 30 долларов, была качественной, а обычные американские кроссовки стоили 5 долларов, но от них болели ноги, особенно после бега. Если профессиональные спортсмены могли себе позволить Адидас, то для любителей ситуация была печальная.

Nike Inc Тип: Акционерное общество;
Основатели: Марк Паркер (президент), Фил Найт (председатель совета директоров);
Год основания: 1964-год;
Расположение: США: Бивертон (Штат Орегон)
Отрасль деятельности: Производство спортивных товаров;
Слоган компании: Just Do It! (анг. «Просто сделай это!»);
Количество работников: Свыше 56,500;
Заводы имеются: 14 странах мира;
Количество ретаил магазинов: Около 858 единиц;
Подписчики на Facebook: Около 22,2 миллиона;
Поклонники на Istagram: Более 8 миллионов;
Подписчики на Twitter: Свыше 4,2 миллиона;

Что бы исправить эту ситуацию Фил Найт придумал гениальную схему — заказывать кроссовки в азиатских странах и продавать их на американском рынке. Получая экономическое образование MBA в Стенфорде в 60-х годах, Найт брал уроки в классе Френка Шелленбергера (Frank Shallenberger). Заданием на одном из семинаров была стратегия развития бизнеса мелкой частной фирмы, включая маркетинговый план. Согласно легенде «Найке», именно на этом семинаре по маркетингу Найту пришла в голову концепция компании. Поначалу компания носила название Blue Ribbon Sports и официально не существовала.

Nike Inc Blue Ribbons sport

В 1963 году Фил Найт отправляется в Японию – в те времена рабочая сила там стоила дешево, и заключает контракт от имени Blue Ribbon Sports с компанией Onitsuka, на поставку в США кроссовок. По началу кроссовки продавались буквально с рук, а точнее из фургона-микроавтобуса Найта. Он просто останавливался на улице и начинал вести торговлю. Ему было 26 лет и ему нравился свой бизнес.

Вскоре к производству присоединился и третий человек — талантливый менеджер Джефф Джонсон, отвечающий за продажи. Он тоже был спортсменом и отлично понимал, какой нужен подход к людям из спортивного мира. Джонсон оказался хорошим и увлеченным маркетологом. Он составил базу данных именитых профессиональных спортсменов и с каждым побеседовал лично.

В процессе беседы Джефф осведомлялся, какую обувь они используют для тренировок и выступлений, интересовался достоинствами и недостатками обуви, приглашал спортсменов на примерки спортивной обуви — тогда еще никому не известной компании, офисом которой служил гараж Фила.

В 1965 г. Боуэрман и Найт изменили имя своей компании, назвав ее в честь греческой богини победы Ники. Новое название компании — Nike, согласно легенде, придумал Джеф Джонсон, увидевший во сне крылатую богиню победы Нику.

Продажи начали расти, и потихоньку бизнес стал перерастать из простой перепродажи чужих кроссовок в производство своих под брендом Nike.
В 1971 году студентка Портлендского университета — Каролин Дэвидсон придумывает логотип Найк (в простонародье — сопля). Она это сделала за смешные деньги по нынешним временам – 30 долларов.

31 декабря 1981 года компания Blue Ribbon Sports была официально переименована в Nike. Общая численность сотрудников предприятия составляла 2700 человек. 


Финансовые показатели за последние 3 года

Nike 3 years end financial data

Финансовые годы заканчиваются 31 мая (Миллиард долларов США)

Nike Inc.

2011 год 2012 год Изм,% 2013 год Изм,% 2014 год Изм,%

Оборот (Выручка)

$20,1

$23,3

+16%

$25,3

+9%

$27,8

+10%

Операционная прибыль

$2,9

$3,1

+7%

$3,2

+3%

$3,7

+16%

Чистая прибыль

$2,2

$2,2

$2,4

+9%

$2,7

+13%

Nika Inc Nika Inc Nika Inc


Nike vs Adidas – борьба за мировой футбол

По данным консалтинговой компании Euromonitor, в 2013 г. на долю Nike пришлось 14,6% от мирового рынка спортивной экипировки, Adidas сохранила за собой 11,4%. При этом Nike ведет все более активную экспансию в футбольный сегмент рынка. Американская компания в целом демонстрирует более уверенную динамику: за последние два фискальных года доходы Nike от футбола росли в среднем на 7,7%. До недавнего времени Adidas сохраняла доминирующее положение в футбольном сегменте рынка.

Nika Inc vs Adidas

Однако в последние годы Nike постепенно отбирает долю футбольного рынка у Adidas даже в Европе, которая до недавнего времени считалась вотчиной немецкого концерна.

Сегодня в немецком концерне вынуждены признать успехи Nike. В 2013 г. старший вице-президент Adidas Global Football Маркус Бауманн заявил: «В футболе есть только два основных игрока. Это наша компания, которая занимает 1 место, и Nike как наш основной конкурент. При этом Nike определенно делает заметные успехи в этом бизнесе».

Мячи в пользу Adidas
Adidas – давний спонсор Международной федерации футбола (FIFA), которая проводит чемпионаты мира. Первый спонсорский контракт между Adidas и FIFA был подписан еще в 1970 г. Это один из козырей немецкой компании, с которым в Nike пока ничего не могут сделать в силу договоренностей между FIFA и Adidas.
Контракты постоянно продлеваются. Согласно текущим договоренностям Adidas будет оставаться спонсором FIFA до 2030 г. На ЧМ-2014 в Бразилии Adidas являлся одним из шести глобальных спонсоров (помимо Hyundai-Kia Motors, Visa, Sony, Emirates и Coca-Cola).

Nike берет числом
Одним из проявлений этой активности является спонсорская деятельность. На чемпионате мира в Бразилии Nike – впервые в истории своего футбольного соперничества с Adidas – будет официальным спонсором большего числа национальных сборных, чем немецкий концерн.
Спонсоры футбольных команд финального этапа ЧМ-2014:

Brazil 2014 Nike Adidas Puma

 

Nike является официальным спонсором 10 команд, которые пробились в финальный этап ЧМ-2014: Австралии, Англии, Бразилии, Голландии, Греции, Португалии, США, Хорватии и Южной Кореи.

Adidas будет представлять экипировку 8 командам: Аргентине, Германии, Испании, Колумбии, Мексике, Нигерии, России и Японии.

Такое же число национальных сборных спонсирует и Puma. Компания заключила контракты с таким командами, как Алжир, Гана, Италия, Камерун, Кот-д’Ивуар, Уругвай, Чили и Швейцария.

Чемпионы мира и их спонсоры за последние 60 лет
Adidas пор-прежнему сохраняет уверенное лидерство по количеству побед, которые одержали команды, выступавшие в экипировке немецкой компании.

Стоит отметить, что команды, спонсором которых была компания Umbro, выиграли больше мировых первенств, чем Nike и Puma, вместе взятые. Однако Umbro, основанная раньше Adidas, Nike и Puma, уже давно не является для них конкурентом.

Британская компания оставила свой след на мировом футбольном Олимпе, но при этом сегодня не обладает возможностями соперничать с ведущими игроками глобального спортивного рынка.

Интересно вспомнить другие рекламные компании бренда, ведь это всегда интрига, неожиданность и эпатаж:

Nike Inc

Материал приготовил: студент ТГЭУ, Алимов А.

Источник: ВикипедияNike.com

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *